Новый музей на Красной площади
1. Общественные здания
2. Общественный интерьер
3. Музеи
5. Кафе и рестораны
6. Офисы
9. Реконструкция
Реализованный проект
2020
Совместный проект бюро Меганом и NOWADAYS office
Новый музей — часть ансамбля Музеев Московского Кремля — выносит коллекцию Оружейной палаты за пределы кремлевских стен, делая ее доступной и открытой городу.
Новый музей состоит из двух частей — исторической и современной. Часть располагается в реконструированном историческом здании Средних торговых рядов между Красной площадью и Ильинкой. Другая часть занимает новый современный корпус, возведенный внутри исторического. Новое здание полностью скрыто за фасадом XIX века и не нарушает исторически сложившуюся композицию Красной площади, включенную ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия. Два объема связаны между собой воздушными мостами, а из огромных окон нового корпуса открывается резной фасад исторической части.
В то время как музеи XIX века напоминали пространственные каталоги или трехмерные энциклопедии, XX и XXI привнесли в музейную экспозицию логику нарратива. Поэтому для работы над проектом было необходимо найти сильный образ или ряд образов, которые объединили бы архитектуру, дизайн и коммуникацию. В этом случае именно архитектурная форма — новое здание, заключенное в периметр исторического — определяет ассоциативный ряд образа музея. Этот ряд составляют образ яйца из фольклорной последовательности «заяц - утка - яйцо - игла» и образ богатого сундука с драгоценным ларцом внутри и еще более драгоценным содержимым. Но несмотря на то что одна часть музея физически помещена в другую, в основе их отношений — взаимодополнение, а не иерархия.
Мелко нарезанная сетка комнат старых Торговых рядов контрастирует с единым выставочным пространством нового здания. Оно состоит из следующих друг за другом просторных залов, объединённых высоким сводом. Этот сводчатый объём — ядро и главная ценность музейного комплекса — помещен в каменную оправу фасада нового здания. Благодаря принципу, по которому организован новый фасад, — максимальный размер окна, прозрачность и проницаемость — он сам становится своего рода витриной, в которой экспонированы сокровища нового музея.
Все выставочные пространства расположены на одном уровне, части которого связаны между собой стеклянными мостами. Они оторваны от земли и подняты на второй этаж, чтобы отдать площади первого этажа общественным функциям. Кольцо исторического фасада проницаемо на уровне земли: общественное пространство Красной площади через арки затекает во внутренний двор и дальше — на цокольный этаж нового здания, соединяя музей с городом.
Общественные пространства
Через общественные пространства Нового Музея Кремля осуществляется связь с городом, физический переход из исторического окружения Красной площади к сокровищам экспозиции.
Историческая структура Средних торговых рядов — это череда небольших комнат, поэтому в новом здании был необходим просторный зал с высоким сводом, который удивлял бы посетителя и задавал торжественный тон, соответствующий статусу мирового музея. Впечатление, которое производит этот зал, основано на двух сильных элементах: высоком своде, покрытом светлой керамической плиткой-чешуей, и красном каменном ковре на полу.
Рисунок керамической плитки спроектирован параметрически, собран как пазл и совершенно уникален. Он состоит из точно подогнанных друг к другу пластин разной формы, которые мерцают и переливаются, отражая свет. «Ковер» на полу зала и на спиральной лестнице, ведущей к экспозиции, — это камень с высоким содержанием железа, которое дает ему глубокий красный цвет, а способ укладки (паркет из огромных слэбов) подчеркивает естественный узор.
Попадая в здание через огромную арку, посетители оказываются в просторном атриуме с 10-метровым сводом над головой. Оттуда, минуя расположившийся на ступенях широкой лестницы и завернутый в складчатую керамическую оболочку зрительный зал, они спускаются вниз, в пространство с гардеробом и кассами.
На полу этой общественной зоны та же брусчатка, что и на Красной площади: она затекает через арки исторического корпуса, растекается по внутренней улице и выносит посетителя к покрытой каменным ковром торжественной лестнице, ведущей к экспозиции. Это пространство, хотя и находится на цокольном этаже, имеет огромные окна со стеклами до 9 метров. Они впускают в помещение улицу между корпусами и резной фасад Средних торговых рядов, который становится заимствованной стеной и, несмотря на сдержанность интерьера, наполняет этаж визуальными событиями.
Офисы для сотрудников музея
Все офисы для 1150 сотрудников и детский образовательный центр музея располагаются в корпусе А — историческом здании Средних торговых рядов, интерьеры которого не сохранились. Основной прием в дизайне внутренних помещений — сохранение единой с фасадом цветовой гаммы, чтобы создать впечатление монолитной каменной структуры, огромной резной шкатулки, которая вмещает и сокровища экспозиции и сопутствующие музейные функции.
Площадь офисов — 6702 м², их планировка не нарушает ячеистую структуру исторического здания: существующее пространство дробится на более мелкую сетку при помощи легких перегородок.
Но, вместе с тем, чтобы организовать офисы согласно требованиям размещенной в них организации, также существует задача сохранить ощущение пространства, его протяженности за счет добавления стеклянных вставок, которые позволяют рассмотреть историческую анфиладную планировку.
В пространстве офисов — как и везде в корпусе А — применен принцип «инкрустации»: цветовых акцентов на бежевом фоне здания-шкатулки. Благодаря этим ярким маркерам разбивается монотонность мелкоячеистой структуры, а сотрудникам и посетителям легче осуществлять навигацию в этой части здания.
Кафе и ресторан
Кроме обязательного кафе, в Новом Музее Кремля есть ресторан и зал приемов с видом на Красную площадь, все они располагаются в старом корпусе. На них распространяется принцип «инкрустации», использованный в дизайне внутренних помещений исторического корпуса: контрастные вставки в мягкий, нейтральный фон.
В пространстве ресторана инкрустационный материал — это красный камень и текстиль, а также сталь, которая служит «индикатором» современности дизайна. В зале приемов использован камень золотого оттенка, сообщающий пространству торжественность. Кафе, ресторан и магазин сувениров расположены на выставочном этаже, они замыкают собой все маршруты сквозь экспозицию.
Экспозиция
Коллекция Нового Музея Кремля — это бóльшая часть экспонатов Оружейной палаты, перебравшаяся через кремлевские стены, оставив в старом здании только царские регалии и кареты. В отреставрированное здание Средних торговых рядов рядом с ГУМом переезжает 3500 предметов: Византийские древности, Русское искусство XII–XVII вв., Фарфор, Серебро, Посольские дары, Современное ювелирное искусство и др. — которые разместятся в 500 витринах.
Экспозиция Нового Музея Кремля делится на две части — Оружейная палата и Сокровищница — распределенные между старым и новым корпусами. Оружейная палата (коллекция оружия и доспехов) собрана в едином пространстве нового корпуса (корпуса Б). Экспонаты сокровищницы таятся в полумраке отреставрированных комнат Средних торговых рядов (корпус А). Вдвоем они определяют архитектуру музея: ожерелье камерных пространств, обнимающее 10-метровый свод нового здания.
Огромное внутреннее пространство корпуса Б создает яркую драматургию, но, в силу своего размера, является сложным для организации экспозиции: пространственные впечатления затмевают впечатления от коллекции. Поэтому витрины с экспонатами «вросли в пол» и стали инсталляцией — частью интерьера, которая не соревнуется за внимание посетителя, а создает гиперсценографию.
Древности и сокровища, расставленные по комнатам исторического корпуса, требуют особого — приглушенного — режима освещения. Чтобы преодолеть монотонность анфиладной планировки старого здания и создать богатую палитру пространственных впечатлений, интерьер залов меняется на протяжении маршрута осмотра и при помощи цвета — от чернильного до серебряного, золотого и терракотового — аккомпанирует истории, рассказанной при помощи экспонатов.
В нескольких залах окна сохранили эффектные виды на Красную площадь и Покровский собор. Их оставили открытыми, чтобы посетитель мог связать музей с точкой в пространстве, в которой он находится и прочувствовать торжественность архитектурного окружения.
Свет: Yarko-Yarko