ГрафитЭл

Новая жизнь конструктивистского заводского комплекса на востоке Москвы

10. Градостроительство

Концепция

2022

Проект реконструкции завода «ГрафитЭл» — еще один шаг в сторону переосмысления индустриального наследия, теперь уже за пределами исторического центра. В отличие от ставших классическими примеров развития бывших индустриальных территорий (Стрелка, Винзавод, Бабаевский) «ГрафитЭл» это не традиционная для такого жанра краснокирпичная архитектура фабрик рубежа 10-20 вв., а огромный конструктивистский заводской комплекс в срединной зоне Москвы.

Новая жизнь завода «ГрафитЭл» — это эксперимент по созданию плотной, насыщенной функциями, комфортной и разнообразной городской среды вне городского центра и в условиях, когда традиционные «периферийные» типологии типа моллов и развлекательных центров очевидно устарели.

Важно, что проект сохраняет разнообразие построек на территории завода: приспособление конструктивистского здания заводоуправления, главного цеха с пятью нефами и других индустриальных корпусов позволит сообщить привычным функциям (коммерция, офисы, развлечения) необыкновенные пространственные впечатления.

Открыть и сохранить

Электродный завод «ГрафитЭл» был основан в 1933 году. Комплекс промышленных зданий занимает больше 4 гектаров и находится рядом с метро и станцией МЦК «Шоссе Энтузиастов». Территория завода «ГрафитЭл», как и в случае с большинством промышленных предприятий, изолирована и отделена от города стенами производственных зданий и заборами.

Одной из ключевых задач проекта стала полноценная интеграция завода «ГрафитЭл» в общественную жизнь города. Через завод пройдут пешеходные пути, связывающие остановки общественного транспорта и другие важные места притяжения горожан, а также на территории будет создана разнообразная сеть общественных, коммерческих, культурных, образовательных, офисных, спортивных пространств и объектов. Все это позволит не только превратить ранее обособленную территорию в полноценную городскую ткань, но и сделать «ГрафитЭл» местом притяжения для жителей соседних московских районов.

Другим важным принципом проекта стало максимальное сохранение и использование существующих на участке зданий и конструкций. При сохранении принципиальной структуры участка на всей территории формируется новая система циркуляции и функционального наполнения заводских пространств.

Фото: Максим Авдеев

Fun Palace

Главный цех займет Fun Palace — типология общественного пространства, позаимствованная у британского архитектора-визионера Седрика Прайса. Fun Palace Седрика Прайса — «это пространство, обеспечивающее новую форму "интердоступности" действий и их наложения друг на друга, что позволило бы создавать новые виды социальной действительности». С точки зрения архитектуры, Fun Palace представлял собой гибрид огромного судостроительного завода и собора с центральным нефом и двумя пределами. И в этом смысле главный цех «ГрафитаЭл» — идеальное пространство, чтобы воплотить проект Fun Palace, наполнив его разнообразными накладывающимися друг на друга социальными функциями, коммерческими и нет.

Лестница

Один из нефов завода занимает отдельный пространственный «аттракцион» — масштабная «Лестница»-амфитеатр, поднимающаяся от нижнего уровня к ресторанному кластеру наверху. Это одно из главных общественных пространств, где предусмотрены места для арт-инсталляций и поп-ап маркетов.

Форум

Над отреставрированным конструктивистским зданием заводоуправления, расположенным вдоль Шоссе Энтузиастов, надстраивается «Форум» — гибкое офисное пространство и коворкинг. Панорамные окна и потолок насыщенного цвета, дополненный световыми инсталляциями, делают форум заметным изнутри и снаружи здания, превращая его в витрину обновленного «Графита».

Пересечение пространств

Последний «сегмент» Fun Palace плавно перетекает в крытый внутренний двор Бизнес-центра. Отличие этого бизнес-центра в том, что это не монолитный объем, а гибкая распределенная структура, позволяющая компаниям арендовать целый дом» с двором или одну комнату, и создающая сложную, насыщенную среду. В этой среде вырастают два бетонных объема Культурного центра, которые стали объектом исследования студентов школы ReNew (МАРШ). Оказалось, что монументальная индустриальная архитектура зданий может послужить зрелищным фоном для культурных событий. Минимум капитальных перекрытий внутри зданий позволит наполнять их временными конструкциями, подходящими для проведения мультимедийных выставок (например, выставки цифрового искусства, спектаклей, концертов, перформансов).

Интерьеры Бизнес-центра

Интерьеры Культурного центра

Площадь

Во внутреннем дворе между заводом и модернистскими корпусами вдоль Электродного проезда образуется общественная Площадь. Окруженная зданиями со всех сторон, благодаря замкнутости она ощущается камерной и уютной. Зимой площадь превращается в каток, но в любое время года она максимально насыщена событиями: на нее выходят магазинные витрины, по периметру вырастают модульные павильоны для сезонных маркетов и фестивалей. Рядом организован зеленый паркинг с газоном и деревьями, больше похожий на сквер, в котором паркуют автомобили, нежели на классическую асфальтированную парковку.